программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних через здоровый образ жизни МАОУ Аргат-Юльской СОШ.pdf

Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и
законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это
целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и
соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо
рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности.
К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных
правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву,
законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию,
активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в
процессе правомерного социально-активного поведения.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и
социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной
задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву
становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали
правоохранительные органы, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали
правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо
уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика,
кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования
законопослушного поведения школьников.
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.) с дополнениями и изменениями (120 закон).
2. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
3. Комплексный план по профилактике безнадзорности, преступлений, правонарушений и
употребления спиртных напитков, психоактивных и наркотических веществ среди
несовершеннолетних на 2020 год;

Цель программы
Организация профилактики безнадзорности и правонарушений в МАОУ Аргат-Юльская
средняя общеобразовательная школа Первомайского района.
Формирование у детей ценного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни,
профилактика алкоголизма и наркомании.
Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.
Задачи программы
1.Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных
действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих
этому.
2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
3.Социально - педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально
опасном положении.
4.Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с
несовершеннолетними.

Формы, методы и приемы профилактической работы.
1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной
деятельности и их влияния на здоровье.
2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных
жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как
формы актуализации личности.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических
советах и родительских собраниях.
4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения,
позволяющая найти свое новое положение в социуме.
5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая
пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
6. Вовлечение учащихся в спортивно - оздоровительные объединения, кружки, секции, привитие
навыков здорового образа жизни.
Сроки и этапы реализации программы.
Данная программа рассчитана на три года реализации и будет проведена в период с 2019 -2022год.
Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап (январь - февраль )
Анализ состояния профилактической работы за 2019уч. год.
Работа с документацией.
II. Практический (январь 2019г.- июнь 2022г.)
• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.
III. Обобщающий (август 2022 г.)
• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
Прогнозируемый результат внедрения
1. Воспитание законопослушного гражданина, через изучение основных законов государства.
2. Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению
основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма
наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа
жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
3. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять
основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать
с людьми, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.
4. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты
• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан,
способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественнополитическую ситуацию в селе.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманией и другими видами

зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди
детей, подростков и молодежи.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий
и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
В компетенцию образовательного учреждения МАОУ Аргат-Юльская СОШ входит:
1.
Оказание
социально-психологической
и
педагогической
помощи
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в
обучении, при которой осуществляется:
- постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в
развитии и поведении либо отклонения в обучении;
- проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей
(выездное мероприятие);
разработка
индивидуальных
маршрутов
(планов,
программ)
коррекции
несовершеннолетних, их дальнейшего развития;
- привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных
работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им
адресной помощи (по согласованию);
- разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных
программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;
- осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением
учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и
регулирование ситуации в пользу ученика.
2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а
также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам
занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими
основного общего образования.
Работа в этом направлении предусматривает:
- разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с
выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его
возвращению;
- направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или
систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный орган управления
образованием 10 сентября, 2 ноября,5 января, 26 марта и 5 июня согласно формам отчёта в
течение учебного года;
- совершенствование системы воспитания в образовательном учреждении на основе
развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного
потенциала урока;
-обеспечение
максимального
охвата
детей
образовательными
программами
дополнительного образования;
- разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье,
находящимся в группе риска;
- организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и
правонарушений среди обучающихся;
- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и
предупреждению асоциального поведения учащихся (в том числе «родительский всеобуч»).
3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им
помощи в обучении и воспитании детей. Это:
- организация обходов микроучастка школы с целью выявления несовершеннолетних детей,
подлежащих обучению и определения условий, в которых они проживают;
- организация работы общественного инспектора по защите прав детей, посещение им
семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов

обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в
государственное учреждение или под опеку);
- организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с органами
внутренних дел, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты и др.(
по согласованию);
- создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи группы риска;
- привлечение органов родительского самоуправления, и управляющих советов к работе с
семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей;
- принятие необходимых мер по лишению родительских прав и устройству ребенка в
учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не посещавшего
образовательное учреждение;
- создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в
социально опасном положении;
- обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в
социально опасном положении (использование
интегрированных форм обучения,
индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во
внеурочное время), организация бесплатного питания.
4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных
спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них
- организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных
секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;
- обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в
каникулярное время.
5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на
формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через:
- организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по
формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся
(проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);
- использование педагогами школы современных технологий правового обучения и
воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного
программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д;
- организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов,
акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового
сознания учащихся;
- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта,
здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных
журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных
часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний,
законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
- создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной газеты, размещение специальных
информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и
поведения учащихся.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2019-2020 учебный год
№

Практические дела

Срок
исполнения

Ответственные

1

Привлечение учащихся к культурно- досуговой
деятельности (кружки, секции).

В течение всего
года

классные руководители,
руководители кружков

2

Составление социальных паспортов школы и
классов с целью получения необходимой
информации о детях, обучающихся в школе.

Сентябрь

Кл. руководители.
Педагог-организатор

3

Составление базы данных по учащимся,
имеющим отклонения в поведении, и семьям
неблагополучного характера с целью
последующей помощи им.

Сентябрь

Кл. руководители.

4

Комплекс мероприятий, проводимый в рамках
Месячника профилактики правонарушений и
наркозависимости.

Октябрь-ноябрь

Педагог-организатор,
классные руководители,
инспектор ПДН ОВД( по
согласованию),
родительская
общественность

5

Организация и проведение “Дня здоровья”
Проведение Дней здоровья в классах.

январь

Кл. руководители
Учитель физкультуры

В течение всего
года

6

Беседы фельдшера с учащимися 7- 9 –х классов
(беседа со специалистами, мероприятия по
профилактике употребления психическиактивных веществ среди несовершеннолетних).

В течение всего
периода

Кл. руководители

7

Проведение выборочного анкетирования среди
учащихся с целью выявления уровня знаний о
факторах риска.

Октябрь

Кл. руководители

8

Проведение анкетирования учащихся 6, 8, 7
классов с целью выявления отношения детей
разного возраста к ПАВ.

Ноябрь

9

Классные часы, посвященные результатам
анкетирования.

Ноябрь

10

Проведение анкетирования среди учащихся 5,
7, 9 классов с целью выявления знаний и
отношения детей разных возрастных групп, к
здоровому образу жизни.

Ноябрь

11

Классные часы, посвященные результатам
анкетирования.

Ноябрь

Классные руководители

12

Конкурс рисунков (5 – 6 кл), посвященный
Дню борьбы со СПИДом.

Декабрь

Кл. руководители,
Учитель ИЗО

Кл. руководители
Кл. руководители

Кл. руководители

13

Презентация “Наркотики: зависимость и
последствия”.

Декабрь

Учитель биологии, ОБЖ

14

Выпуск стенда «Береги здоровье смолоду!»

Декабрь

Педагог-организатор

15

Оформление выставки книг: , “Берегите
здоровье смолоду”, “Экология и проблемы
ХХI”.

1 полугодие

Библиотекарь

16

Оформление картотеки по теме: “Здоровый
образ жизни”

1 полугодие

Библиотекарь СДК

17

Проведение беседы с просмотром
видеофильмов по темам:
“Наркомания”, “В ХХI век без наркотиков”,
“Виртуальная агрессия”

1 полугодие

Педагог-организатор

18

Подбор материалов к родительским собраниям
и классным часам по темам: “Режим дня
школьника”, “Физическая активность и
здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на
здоровье. Профилактика вредных привычек”,
“ЗОЖ, закаливание”, “СПИД и его
профилактика”, “Предупреждение
алкоголизма, наркомании, табакокурения”,
“Значение двигательной активности и
физической культуры для здоровья человека.
Вред гиподинамии”.

1 полугодие

Библиотекарь

Проведение классных часов, родительских
собраний, анкетирование по проблемам ПАВ,
беседы с детьми и родителями, консультации
для родителей учащихся, имеющих отклонения
в поведении и замеченных в употреблении
ПАВ.

В течение
периода
реализации
программы

Классные руководители

По особому
плану

учитель физкультуры

Учет посещаемости школы детьми,
состоящими на разных категориях учёта,
контролировать их занятость во время
каникул.

В течение года

Классные руководители

22 Проведение заседаний Совета профилактики
правонарушений.

1 раз в два
месяца (за
исключением
экстренных
случаев)

Завуч
Педагог-организатор

23 Проведение рейдов в семьи детей, оказавшихся
в социально-опасном положении и семьи, чьи
дети состоят на различных категориях учёта

В течение года

Педагог-организатор
Классные рук.
Инспектор КДН

В течение года

Кл. руководители,

19

20 Участие в лыжных соревнованиях,
соревнованиях по футболу.
21

24

Организация выставок творческих работ

Завуч
Учитель физкультуры
Фельдшер ФАПА

учащихся по здоровому образу жизни.

Учитель ИЗО

25

Проведение бесед по здоровому образу жизни,
отказе от курения, регулярном питании, о
режиме дня, занятиях спортом.

В течение года

Учитель физической
культуры,
Учитель ОБЖ

26

Обучение педагогических работников ОУ
современным формам и методам
своевременного выявления первичных
признаков девиантного поведения и
злоупотреблениями психоактивными
веществами среди обучающихся.

В течение года

Завуч
Фельдшеры ФАПА
Педагог-организатор
Инспектор ОДН(по
согласованию)

27

Организация летней оздоровительной
компании, посвящённой здоровому образу
жизни.

Июнь - август

Завуч, педагогорганизатор
мед. работник,
руководители лагерей

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2020-2021 учебный год
№

Практические дела

Срок
исполнения

Ответственные

В течение всего
года

классные руководители,
руководители кружков

1

Привлечение учащихся к культурнодосуговой деятельности (кружки, секции).

2

Составление социальных паспортов школы и
классов с целью получения необходимой
информации о детях, обучающихся в школе.

Сентябрь

Кл. руководители.
Педагог-организатор

3

Составление базы данных по учащимся,
имеющим отклонения в поведении, и семьям
неблагополучного характера с целью
последующей помощи им.

Сентябрь

Кл. руководители.

4

Проведение мероприятий, в рамках
Месячника профилактики правонарушений
и наркозависимости.

Октябрь-ноябрь

Педагог-организатор,
классные руководители,
инспектор ПДН ОВД( по
согласованию),
родительская
общественность

5

Организация и проведение Дней здоровья.

В течение года

Кл. руководители
Учитель физкультуры

6

Беседы фельдшера с учащимися 7- 9 - ых
классов (беседа со специалистами,
мероприятия по профилактике употребления
психически-активных веществ среди
несовершеннолетних).

В течение всего
периода

Кл. руководители

Октябрь

Кл. руководители,

7

Анкетирование среди учащихся 1,

5, классов с целью контроля за их
адаптацией к новым условиям обучения.
Выборочное анкетирование среди учащихся
с целью выявления уровня знаний о
факторах риска.

Октябрь

Проведение анкетирования учащихся 6, 8, 7
классов с целью выявления отношения детей
разного возраста к ПАВ.

Ноябрь

Кл. руководители

10 Проведение анкетирования с учащимися 7 –
9 классов с целью выявления знаний и
отношения детей разных возрастных групп к
здоровому образу жизни.

Ноябрь

Кл. руководители

Конкурс рисунков (5 – 6 кл), посвященный
Дню борьбы со СПИДом.

Декабрь

Кл. руководители,
Учитель ИЗО

12 Проведение линейки “СПИД - чума века!”.

Декабрь

Педагог организатор

13 Выставка книг по здоровому образу жизни

1 полугодие

Библиотекарь СДК

14 Проведение беседы с просмотром
видеофильмов по теме «Вредным
привычкам – нет! Здоровому образу жизни –
да!

1 полугодие

Педагог-организатор

15 Оказание помощи классным руководителям
в подборе материалов по здоровому образу
жизни.

1 полугодие

Библиотекари школы, СДК

16

Регулярное проведение классных часов,
родительских собраний, анкетирование по
проблемам ПАВ, беседы с детьми и
родителями, консультации для родителей
учащихся, имеющих отклонения в
поведении и замеченных в употреблении
ПАВ.

В течение
периода
реализации
программы

Завуч, классные
руководители
Работники
здравоохранения (по
согласованию)

17

Участие в спортивных соревнованиях,
соревнованиям по лыжам.

По особому
плану

учитель физической
культуры

Контролирование посещаемости школы
детьми, состоящими на различных
категориях учёта, контролировать их
занятость во время каникул.

В течение года

Педагог-организатор

19 Проведение заседаний Совета профилактики
правонарушений.

1 раз в два месяца
( за исключением
экстренных
случаев)

Завуч
Педагог-организатор

8

9

11

18

Кл. руководители

20 Проведение рейда «Подросток» в семьи,
состоящие на учёте.

В течение года

представители сельского
поселения, инспектор ПДН
кл.руководители
педагог-организатор
Педагог-организатор

21

Организация выставок творческих работ
учащихся по здоровому образу жизни.

В течение года

22

Проведение бесед по здоровому образу
жизни, отказе от курения, регулярном
питании, о режиме дня, занятиях спортом.

В течение года

Фельдшеры ФАПА
(по согласованию)
Классные руководители

23

Продолжать обучение педагогических
работников ОУ современным формам и
методам своевременного выявления
первичных признаков девиантного
поведения и злоупотреблениями
психоактивными веществами среди
обучающихся.

В течение года

Завуч
Работники ФАПА
(по согласованию)
Педагог-организатор

24

Организация летней оздоровительной
компании.

Июнь - август

Педагог-организатор,
руководители лагерей

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2021-2022 учебный год
№

Практические дела

1

Вовлечение обучающихся в неаудиторную
занятость.

2

Составление социальных паспортов школы и
классов с целью получения необходимой
информации о детях, обучающихся в школе.

Срок исполнения

Ответственные

В течение всего
года

Педагог-организатор,
классные руководители,
руководители кружков,
секций.

Сентябрь

Кл. руководители.
Педагог-организатор
Кл. руководители.
Педагог-организатор

3

Составление базы данных по учащимся,
имеющим отклонения в поведении, и семьям
неблагополучного характера с целью
последующей помощи им.

Сентябрь

4

Организация и проведение Дней здоровья

В течение всего
периода

Учитель физкультуры

5

Беседы врача нарколога и терапевта с
учащимися 8- 9 - ых классов (беседа со
специалистами, мероприятия по профилактике
употребления психически-активных веществ
среди несовершеннолетних).

В течение всего
периода

Педагог-организатор
Кл. руководители

6

Участие в конкурсе рисунков (3 – 7 кл),
посвященных Дню борьбы со СПИДом.

Декабрь

Кл. руководители,
Учитель ИЗО

7

Провести беседы с просмотром видеофильма
«Век глупцов».

1 полугодие

Педагог-организатор

8

Помощь в подборке материалов по ЗОЖ.

1 полугодие

Библиотекарь
Работники
здравоохранения
Педагог-организатор

В течение периода
реализации
программы

Педагог-организатор
Медицинский работник
( по согласованию)

По особому плану

учитель физ. культуры

9

Регулярно проводить классные часы,
родительские собрания по проблемам ПАВ,
беседы с детьми и родителями, консультации
для родителей учащихся, имеющих
отклонения в поведении и замеченных в
употреблении ПАВ.

10 Участие в спортивных соревнованиях.
11

Распространение специальных материалов
антинаркотической направленности: буклеты,
брошюры, социальная реклама.

В течение года

Педагог-организатор

12

В целях контроля вести учет посещаемости
школы детьми, состоящими на различных
категориях учёта, контролировать их
занятость во время каникул.

В течение года

Педагог-организатор

13

Проведение заседания Совета профилактики
правонарушений.

1 раз в два месяца
(за исключением
экстренных
случаев)

И Завуч
Педагог-организатор
представители из
сельского поселения

14

Проведение рейда «Подросток» в семьи.

В течение года

Педагог-организатор
инспектор ПДН, ОДН
( по согласованию)
Кл.руководители

15

Организация выставок творческих работ
учащихся по здоровому образу жизни.

В течение года

Кл. руководители
Руководители кружков

В течение года

Классные руководители

16 Проведение бесед по здоровому образу жизни,
отказе от курения, регулярном питании, о
режиме дня, занятиях спортом.
17 Выпуск уголка «Береги здоровье смолоду!»
18

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Организация летней оздоровительной
компании.

В течении года
Июнь - август

Педагог-организатор
Педагог-организатор,
руководители лагерей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».