Му н и ци ll аJI ь н0 е а в t,o но м н ое обrllеоб р азовател ьное учреждение Аргат-Юльсltая средняя общеобразовательная пIкола Первомайского района (МАОУ Аргат-Юльская СОШ) Рассмо,грено на педагогиLIеском совете от 26,08.2024 протоко:l Nч12 pl/ арова М.Г./ ,l 11релседатель пед.со,rru r KTqpoM школы: /Трофимова С.Г. ДДДПТИРОВДННДЯОБРДЗОВДТЕЛЬНМПРОГРДММД ОБРДЗОВДНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯС УМСТВЕННОЙОТСТАЛОСТЬIО (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИНАРУШЕНИЯМИ). СОДЕРЖАНИЕ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2 Адаптированная основная программа образования обучающихся с 5 умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 5 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 7 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 7 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АОП УО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе ФАОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения РФ №1026 от 24.11.2022 г. В МАОУ Аргат-Юльской СОШ реализуется адаптированная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствующая вариантуФАООП УО: с 1 по 4 класс, включая дополнительный класс, с 5 по 9 класс и с 10 по 12 класс. АОП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АОП может быть реализованав разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и индивидуально. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся. В основу разработки АОП УО заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В основу АОП УО положены следующие принципы: принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся); принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей; принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практикоориентированных задач; принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или плохо) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах; онтогенетический принцип; принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста; принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими вих состав; принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений; принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); – принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; принцип сотрудничества с семьей. Структура АОП УО включает целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с требованиями Стандарта. АОП УО имеет два варианта: АОП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и АОП обучающихся сумеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). Каждый вариант АОП УО содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью, получение образования вне зависимости от выраженности основного нарушения,наличия других нарушений развития, места проживания обучающегося, вида образовательной организации. Для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополнительно реализуется индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения образования. Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого- медикопедагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Цель – создать условия для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Основные задачи 1. овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций; 2. формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно- эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; 3. достижение планируемых результатов освоения АОП образования обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; 4. выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование по АОП (варианты 1), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья. Срок реализации программы - 12 лет: I этап ― (дополнительный первый класс ― 1) 1-4 классы; II этап ― 5-9 классы; III этап ― 10-11 классы. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся Развитие детей характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития. Затруднения в психическом развитии обусловлены замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов. Интеллектуальные нарушения всех сторон психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социальноличностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. В психики обучающихся отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. У обучающихся отмечена неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений, что приводит к затруднению адекватности ориентировки детей в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка. Недоразвито словесно-логическое мышление. Лучше запоминает внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознает и запоминает внутренние логические связи. Недостатки памяти проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация воспроизводится бессистемно, с большим количеством искажений. В значительной степени нарушено произвольное внимание. Отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Особенностями межличностных отношений является: слабая мотивированность на установление межличностных контактов. Это выражается в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п. Особые образовательные потребности обучающихся - непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержаниепредметных областей, так и в процессе коррекционной работы; - развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой; - специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно со взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции; - использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демон стрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; - стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру; - формирование готовности к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию через обучение детей в среде других обучающихся. Нормативные документы для разработки АОП Нормативно-правовую базу разработки АОП ОО обучающихся с умственной отсталостью составляют: ● Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ); ● Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (Приказ №1599 от 19декабря 2014 года); ● Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью; ● Устав школы; ● и другие нормативно-правовые акты в области образования. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2) 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) получают образование по АОП УО (вариант 2). Цель образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по вариантуФАООП УО (вариант 2): развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Для обучающихся, получающих образование АОП УО (вариант 2), характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени. Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР организовано индивидуальное обучение на дому. Предметные результаты Предметная область "Язык и речевая практика". Учебный предмет "Речь и альтернативная коммуникация". 1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося. 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными. 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. 4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. 5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих предметов АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1). Предметная область "Математика". Учебный предмет "Математические представления". 1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления. 2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. 3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач. Предметная область "Окружающий мир". Учебный предмет "Окружающий природный мир". 1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. 2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. 3) Элементарные представления о течении времени. Предметная область "Окружающий мир". Учебный предмет "Человек". 1) Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других. 2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. 3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. 4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. Предметная область "Окружающий мир". Учебный предмет "Домоводство". Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома. Предметная область "Окружающий мир". Учебный предмет "Окружающий и социальный мир". 1) Представления о мире, созданном руками человека. 2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. 3) Развитие межличностных и групповых отношений. 4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. 5) Представления об обязанностях и правах обучающегося. 6) Представление о стране проживания Россия. Предметная область "Искусство". Учебный предмет "Музыка и движение". 1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкальнотанцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. 2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях. Предметная область "Искусство". Учебный предмет "Изобразительная деятельность" (рисование, лепка, аппликация). 1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий. 2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности. 3) Готовность к участию в совместных мероприятиях. Предметная область "Технология". Учебный предмет "Профильный труд". 1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. 2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. Предметная область "Физическая культура". Учебный предмет "Адаптивная физкультура". 1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. 2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. 3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание. Предметные результаты конкретизируются в федеральных рабочих программах по учебнымпредметам. Система оценки Предметом итоговой оценки является достижение результатов освоения индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: "выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной), "выполняет действие по образцу", "выполняет действие с частичной физической помощью", "выполняет действие со значительной физической помощью", "действие не выполняет"; "узнает объект", "не всегда узнает объект", "не узнает объект". 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Рабочие программы учебных предметов и коррекционных курсов соответствуют федеральным рабочим программам ФАОП УО (вариант 2). Программа воспитания Воспитательные мероприятия возможны только по состоянию здоровья ребенка. В основном это общешкольные мероприятия (новый год, 1 сентября) 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Учебный план Учебный план разработан на основе Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Индивидуальный учебный план обучающегося 5 класса по ФГОС УО (вариант 2) Предметная область Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 1.1 Речь и альтернативная коммуникация 2. Математика 2.1 Математические представления 3. Окружающий мир 3.1 Окружающий природный мир 3.2 Человек 3.3 Домоводство 3.4 Окружающий социальный мир 4. Искусство 4.1 Музыка и движение 4.2 Изобразительная деятельность 5. Физическая культура 5.1 Адаптивная физическая культура 6. Технологии 6.1 Профильный труд Итого Количес тво часов 3 2 2 2 3 2 3 3 3 23 Коррекционно-развивающая область Часть, формируемая участниками образовательных отношений Ручной труд Максимально допустимая учебная нагрузка обучения на дому (при 5-ти дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность Коррекционные курсы Сенсорное развитие Альтернативная коммуникация Предметно-практические действия Двигательное развитие Внеурочная деятельность по направлениям 6 29 10 4 1 1 1 1 6 Внеурочная деятельность коммуникативного направления проводит педагог-психолог. Мероприятия календарного воспитательного плана посещаются по состоянию здоровья. Продолжительность учебного года составляет 34 недели (обучается 6 год). Продолжительность учебной недели – 5 дней. Продолжительность уроков 29-35 минут. Коррекционно-развивающая область включает в себя логопедические, психокоррекционные занятия, работа с социальным педагогом.