Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями

Му н и ци ll

аJI ь н0 е а в t,o но м н

ое обrllеоб р азовател ьное учреждение

Аргат-Юльсltая средняя общеобразовательная пIкола
Первомайского района
(МАОУ Аргат-Юльская СОШ)

Рассмо,грено

на педагогиLIеском

совете

от 26,08.2024 протоко:l Nч12

pl/

арова М.Г./

,l

11релседатель пед.со,rru

r

KTqpoM школы:

/Трофимова С.Г.

ДДДПТИРОВДННДЯОБРДЗОВДТЕЛЬНМПРОГРДММД ОБРДЗОВДНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯС УМСТВЕННОЙОТСТАЛОСТЬIО
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИНАРУШЕНИЯМИ).

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2
Адаптированная основная программа образования обучающихся с
5
умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
5
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
7
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
7

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АОП
УО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и на основе ФАОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения РФ
№1026 от 24.11.2022 г.
В МАОУ Аргат-Юльской СОШ реализуется адаптированная общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
соответствующая вариантуФАООП УО: с 1 по 4 класс, включая дополнительный класс, с 5 по
9 класс и с 10 по 12 класс.
АОП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию. АОП может быть реализованав разных формах: как совместно с другими
обучающимися, так и индивидуально. Обязательной является организация
специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых
образовательных потребностей обучающихся.
В основу разработки АОП УО заложены дифференцированный и деятельностный
подходы. Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания
образования. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и
структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании
строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным
средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как
процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В основу АОП УО положены следующие принципы:
 принципы государственной политики Российской Федерации в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся);
 принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего
развития" с учетом особых образовательных потребностей;
 принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей
между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование
знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практикоориентированных задач;
 принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или плохо) и понятий,
адекватных способов поведения в разных социальных средах;
онтогенетический принцип;
 принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах

обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
 принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными
предметами, входящими вих состав;
 принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание
предметных областей и результаты личностных достижений;
 принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
– принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным
поведением;
 принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;
 принцип сотрудничества с семьей.
Структура АОП УО включает целевой, содержательный и организационный
разделы в соответствии с требованиями Стандарта. АОП УО имеет два варианта: АОП
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) и АОП обучающихся сумеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2).
Каждый вариант АОП УО содержит дифференцированные требования к структуре,
результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как
общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных
обучающихся с умственной отсталостью, получение образования вне зависимости от
выраженности основного нарушения,наличия других нарушений развития, места
проживания обучающегося, вида образовательной организации.
Для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность,
дополнительно реализуется индивидуальная программа реабилитации или абилитации
инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения
образования. Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) осуществляется на основе
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК),
сформулированных по результатам его комплексного психолого- медикопедагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Цель – создать условия для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного
опыта.
Основные задачи
1. овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных
компетенций;
2. формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно- эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями;
3. достижение планируемых результатов освоения АОП образования обучающимися с учетом

их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей;
4. выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
получает образование по АОП (варианты 1), которое по содержанию и итоговым
достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и
итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
Срок реализации программы - 12 лет:
I этап ― (дополнительный первый класс ― 1) 1-4 классы;
II этап ― 5-9 классы;
III этап ― 10-11 классы.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Развитие детей характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального
развития. Затруднения в психическом развитии обусловлены замедленным формированием
условных связей, тугоподвижностью нервных процессов. Интеллектуальные нарушения всех
сторон психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социальноличностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные
процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение.
В психики обучающихся отмечается недоразвитие познавательных интересов и
снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических
процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. У обучающихся отмечена
неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических,
тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений, что приводит к затруднению адекватности
ориентировки детей в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия,
недостаточная его дифференцировка. Недоразвито словесно-логическое мышление.
Лучше запоминает внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки,
при этом, труднее осознает и запоминает внутренние логические связи. Недостатки памяти
проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее
воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная
информация воспроизводится бессистемно, с большим количеством искажений. В
значительной степени нарушено произвольное внимание.
Отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, проявляется в
недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и
синтаксической.
Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных
с точной координацией мелких движений пальцев рук. Волевая сфера характеризуется
слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Особенностями
межличностных отношений является: слабая мотивированность на установление
межличностных контактов. Это выражается в гиперактивности, вербальной или физической
агрессии и т.п.
Особые образовательные потребности обучающихся
- непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через
содержаниепредметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со
средой;
- специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать
совместно со взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
- использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся,
демон стрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к
окружающему миру;

- формирование готовности к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию через
обучение детей в среде других обучающихся.
Нормативные документы для разработки АОП
Нормативно-правовую базу разработки АОП ОО обучающихся с умственной отсталостью
составляют:
● Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
№273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
● Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью (Приказ №1599 от 19декабря 2014 года);
● Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования,
разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
● Устав школы;
● и другие нормативно-правовые акты в области образования.
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2)
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с
тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) получают образование
по АОП УО (вариант 2).
Цель образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития
по вариантуФАООП УО (вариант 2): развитие личности, формирование общей культуры,
соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям,
формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических
представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально
возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Для обучающихся,
получающих образование АОП УО (вариант 2), характерно интеллектуальное и
психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной
отсталостью, с ТМНР организовано индивидуальное обучение на дому.
Предметные результаты
Предметная область "Язык и речевая практика". Учебный предмет "Речь и альтернативная
коммуникация".
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного
опыта обучающегося.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и
невербальными.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих
предметов АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1).
Предметная область "Математика". Учебный предмет "Математические представления".
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные
(дочисловые), пространственные, временные представления.

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных

ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту
житейских задач.
Предметная область "Окружающий мир". Учебный предмет "Окружающий природный
мир".
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным
природным и климатическим условиям.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
3) Элементарные представления о течении времени.
Предметная область "Окружающий мир". Учебный предмет "Человек".
1) Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Предметная область "Окружающий мир". Учебный предмет "Домоводство".
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с
выполнением повседневных дел дома.
Предметная область "Окружающий мир". Учебный предмет "Окружающий и социальный
мир".
1) Представления о мире, созданном руками человека.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями
о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
5) Представления об обязанностях и правах обучающегося.
6) Представление о стране проживания Россия.
Предметная область "Искусство". Учебный предмет "Музыка и движение".
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых
умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и
практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкальнотанцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Предметная область "Искусство". Учебный предмет "Изобразительная деятельность"
(рисование, лепка, аппликация).
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация,
рисование; использование различных изобразительных технологий.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
Предметная область "Технология". Учебный предмет "Профильный труд".
1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение
умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые
навыки для социального и трудового взаимодействия.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных
технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и
помощи близким.
Предметная область "Физическая культура". Учебный предмет "Адаптивная физкультура".
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью,

самостоятельностью и независимостью.
3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на
велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание.
Предметные результаты конкретизируются в федеральных рабочих программах по
учебнымпредметам.
Система оценки
Предметом итоговой оценки является достижение результатов освоения
индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной
компетенции обучающихся. При оценке результативности обучения должны учитываться
особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого
обучающегося. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных
показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических
действий: "выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие по инструкции"
(вербальной или невербальной), "выполняет действие по образцу", "выполняет действие с
частичной физической помощью", "выполняет действие со значительной физической
помощью", "действие не выполняет"; "узнает объект", "не всегда узнает объект", "не узнает
объект".
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Рабочие программы учебных предметов и коррекционных курсов соответствуют федеральным
рабочим программам ФАОП УО (вариант 2).
Программа воспитания
Воспитательные мероприятия возможны только по состоянию здоровья ребенка. В основном
это общешкольные мероприятия (новый год, 1 сентября)

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Учебный план
Учебный план разработан на основе Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября
2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)"
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая
область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Индивидуальный учебный план обучающегося 5 класса по ФГОС УО (вариант 2)
Предметная область

Учебные предметы

Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
1.1 Речь и альтернативная коммуникация
2. Математика
2.1 Математические представления
3. Окружающий мир
3.1 Окружающий природный мир
3.2 Человек
3.3 Домоводство
3.4 Окружающий социальный мир
4. Искусство
4.1 Музыка и движение
4.2 Изобразительная деятельность
5. Физическая культура
5.1 Адаптивная физическая культура
6. Технологии
6.1 Профильный труд
Итого

Количес
тво
часов
3
2
2
2
3
2
3
3
3
23

Коррекционно-развивающая область
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Ручной труд
Максимально допустимая учебная нагрузка обучения на дому (при 5-ти
дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность
Коррекционные курсы
Сенсорное развитие
Альтернативная коммуникация
Предметно-практические действия
Двигательное развитие
Внеурочная деятельность по направлениям

6
29
10
4
1
1
1
1
6

Внеурочная деятельность коммуникативного направления проводит педагог-психолог.
Мероприятия календарного воспитательного плана посещаются по состоянию здоровья.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели (обучается 6 год).
Продолжительность учебной недели – 5 дней. Продолжительность уроков 29-35 минут.
Коррекционно-развивающая область включает в себя логопедические, психокоррекционные
занятия, работа с социальным педагогом.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».